главная

творчество

личное знакомство

разное

Владимир Ильич: декабрьские тезисы о рок-музыке, о культуре, о России!

Владимир Ильич Михайлов  - режиссер театра г. Коврова «Современник».

Яркий представитель ковровской интеллигенции, человек-оркестр: художник, актер, режиссер. А несколько десятков лет назад Владимира Ильича можно было увидеть с длинными волосами и гитарой, он строгал из фанеры гитары и паял усилители.

Именно поэтому я – московский друг группы «ЖестОка» Леха – решил поговорить с Владимиром Ильичом на следующий день после декабрьского «рок-н-ролл края». Владимир Ильич, к его сожалению, на концерт не пришел из-за прогонной репетиции. Но как раз в этот день, когда гладил наволочки, слушал группу «ЖестОка».

 

Ильич и дети

 

 О ковровской рок-музыке: «талантливые люди есть!»

Современная молодежь глазами старого рокера: трусы.

«А у нас во дворе»: культурные направления в молодость Владимира Ильича.

Жопа и андеграунд.

Свобода творчества – вот тебе 8 копеек и ни в чем себе не отказывай.

Несвобода творчества и «все актеры – сволочи».

О культурной жизни в Коврове: «всем надоел телевизор».

Останется ли в истории Жириновский?.

«Дети Арбата».

Владимир Ильич советует.

Творческие планы Владимира Ильича.


О ковровской рок-музыке: «талантливые люди есть!»

Владимир Ильич: С творчеством группы «ЖестОка» я познакомился через своего сына, когда как-то попросил его поставить мне что-нибудь из ковровской музыки. Также я знаю Милану не только как солистку группы, но и как юного поэта. У меня есть сборник ковровских поэтов, где напечатана эта девушка.

Я: Очень часто молодежь в подростковом возрасте уходит в рок. И только единицы становятся профессиональными рок-музыкантами. То, что сейчас варится в Коврове, что это? Это развитие подростков в рок-направлении,  или Ковров на самом деле стал рок-н-ролл краем?

Владимир Ильич: Кому-то хотелось, наверное, чтобы это так и было. Я не знаю, я не возьмусь так сказать. Бум есть: огромное количество групп. Есть тексты очень хорошие, есть музыка интересная, и я не вижу прямого заимствования, что это из «Металики» взято, например. Я чувствую, что там что-то свое, значит, талантливые люди есть. Я не знаю, пойдут ли они по этому направлению – не пойдут.


 

Современная молодежь глазами старого рокера: трусы.

Владимир Ильич: Рок – это, конечно, самовыражение. В какой еще культуре, кроме как в роке, молодежь может самовыразиться? Правда, на заборе пишут, но это не очень интересно. Сейчас, мне кажется, рок повзрослел. Совсем молодых музыкантов нет.

Я вам так завидую, что вы можете поехать куда угодно. Но меня удивляет трусость! Кто пользуется сейчас свободой передвижения?

Я: А вы любите путешествовать?

Владимир Ильич: Я безумно люблю путешествовать, особенно в автобусе, в Малыгино. Но не могу я сейчас, на месте своего сына я бы к черту на рога, завербовался бы, уехал бы в какую-нибудь Грецию официантом работать. Ради чего бы я туда поехал? Я не знаю, может быть писать чего-то. Поезжайте!

Я: Я патриот, не хочу никуда ехать. Кому мы там нужны официантами? Образование ведь нужно.

Владимир Ильич: Ты просто правильный человек, получишь образование и поедешь. Но можно и другим путем: сначала набраться жизненного опыта, а потом …

Я: Там же нас уважать не будут?

Владимир Ильич: А нигде никто никого не уважает и не обязаны уважать. Надо заслужить этот уважение. Одни, Алеша, в 12 лет Алексей Иванович, а другие в 60  - Лешка, Ванька, Петька, Машка.

Владимир Ильич: По-моему, наступает у молодежи новый конформизм. Вот у него есть свой мирок, слушает он рок, а все остальное ему безразлично. Есть, конечно, яркие личности. Вот Милана, я знаю, может сказать. Она, конечно умная девушка и взвешивает свои слова, но если ее допечь – она скажет. Ты, Алексей, тоже скажешь!

Я: да, скажу, все что угодно (шутка).

Владимир Ильич: а с другой стороны, все что угодно.

Вот и получается, что жлобье, которым все по фигу, крушат, ломают, вымещают на любом движущемся предмете свою энергию. А вот студенчество, на мой взгляд, очень несмелое.

Я: Может быть это, по сравнению с вашим временем, когда было против чего выступать? Хотели свободы, а сейчас она есть. Против чего выступать? Проводятся разные акции, но они никакого резонанса не несут.

Владимир Ильич: У Эргмана есть пьеса «Самоубийца». И там главный герой решает застрелиться: жизни никакой нет, ливерная колбаса протухла, жрать нечего, и вообще кругом кошмар. Его услышали, и говорят, ты что, дурак, так стреляешься. Ты стреляйся за свободу женщин Востока или за свободное предпринимательство.

 


 

 

 

«А у нас во дворе»: культурные направления в молодость Владимира Ильича.

Владимир Ильич: Для меня рок – это обмен энергетиками, заводит это или не заводит. Когда я слушал в свое время «Led Zeppelin» или «Pink Floyd», заводить-то он никак не может, тут смурь.

Я: Ну не знаю, мы и сейчас под «Led Zeppelin» пляшем.

Владимир Ильич: Плясали под «Nazareth» или «Black Sabbath». Хотя, признаюсь, английский вообще никто не знал.

Вообще, рок-музыканты должны слушать классическую музыку. Я полюбил классическую музыку в самом нежном возрасте. Просто другой не было. Были песни советских авторов: « а у нас во дворе», «светит солнышко на небе ясное» - или мелодии зарубежных стран: в 2 часа ночи какой-нибудь Рафаэло Каро вдруг покажет голую коленку – Боже мой (артистически закатывает глаза). Обычно эти концерты показывали на Пасху, чтобы люди не ходили на крестный ход, оставались дома и смотрели эстраду столетней давности: Фридрих Штат палас…

Однако была и своя школа. Великий композитор Тухманов. Когда появилась «На волне моей памяти» - стояли в очередях за пластинками, переписывали друг у друга.

Я: Тогда еще модно было писать музыку на поэтов: Никитины, Градский, Камбурова.

Владимир Ильич: У Тухманова есть и Сафо, и Верлен, Гете – и чего там только нету.


 

 

 

Жопа и андеграунд

Владимир Ильич: За эти 10-15 лет (перестройка – я) вы настолько были брошены, речь о культуре вообще не заходила. Если были приличные родители, они рассказывали что-то. Сейчас люди снова потянулись к культуре. Но опять же: выйди, скажи слово «жопа» - зал будет хохотать 2 часа. Это у нас самое смешное слово.

 

Я: хороший прием привлечения внимания – вставить запретную штучку в спектакль!

Владимир Ильич: Сейчас запретов нет в принципе!

Я: да, вы правы. Я ходил на спектакль «Серебряный век» в Моссовет. И там тоже: « - Где мы с тобою встретимся?// – в Жопе». Залу понравилось, но смещает акценты. Слово жопа своим великим значением, семантикой в русском языке кроет весь спектакль. Хотя

спектакль про 1949 год, когда люди втайне читали поэзию серебряного века – Ахматову, Пастернака.

Владимир Ильич: Вот какая была андеграундная культура тогда, а сейчас нет андеграунда никакого. Сейчас андеграунд – это классическая музыка. Может быть, молодежь к ней потянется. Запретный плод всегда сладок.


 

 

 

Свобода творчества – вот тебе 8 копеек и ни в чем себе не отказывай

 

Я: Существует ли для Коврова проблема нехватки средств для реализации творческого потенциала, таланта? Мешает ли географический фактор? Ведь тем же рок - группам, чтобы состояться в профессиональном смысле, надо постоянно выступать Москве.

Владимир Ильич: Я абсолютно с этим не согласен: сколько с Урала групп, из Уфы, Екатеринбурга. Все зависит от человека, от его настойчивости. Я до сих пор считаю, что если я что-то не сделаю, я умру. Я умру, но сделаю. И у меня так получается.

Средств никому и никогда и нигде не хватает.

Свобода творчества – вот тебе 8 копеек и ни в чем себе не отказывай. Тогда творчество и идет, а когда тебе дают много всего…

 


 

 

 

Несвобода творчества и «все актеры – сволочи»

Я: Если твоя музыка приносит деньги, то ты начинаешь зависеть от покупателей.

Владимир Ильич: Да, это сложно: писал – писал ты песни про любовь-морковь, «я пришла, а он ушел», и вдруг ты написал «Мы кузнецы и друг наш молот».

«Я же написал лучшую песню!», но от тебя привыкли слышать: «он ушел, я пришла». Я НИ ОТ ЧЕГО НЕ ЗАВИШУ, ТОЛЬКО ОТ СЕБЯ.

 

С другой стороны, существует зависимость от взрослых актеров. ( В театре у Владимира Ильича играют актеры – любители, они не получают за это зарплату). Взрослые люди все заняты своими делами, проблемами. Вот и боль у режиссера: придет - не придет, это его личное дело – время. Всячески увлечь, в глаза смотреть, тут уже на пупе вертишься – но чтобы был результат, приходится играть на всех струнах.

 

Я: Актеры же должны любить играть?

Владимир Ильич: Они любят, любят, но актеры же сволочи по принципу. Каждый считает себя пупом земли, правильно, потому что они актеры, а иначе зачем выходить на сцену?

Я: да, у инженеров по-другому: закон Ньютона, и все перед ним равны.


 

 

 

О культурной жизни в Коврове: «всем надоел телевизор»

Я: Владимир Ильич, я здесь человек неместный, расскажите, чем еще славен город Ковров в культурном плане?

Владимир Ильич: У нас мощное лобби литературное. Они год через год печатаются в сборнике «Провинция», там и стихи, и проза.

Местный поэт, хороший организатор – Кузнецов. Несколько членов Союза писателей, в том числе Юрий Синицын – замечательный детский писатель (мы ставили его «Крошку Потти»). Был такой поэт  Пашинский.

 

Потрясающий поэт - …. забыл фамилию - вот он настоящий поэт, на мой вкус, но он такой человек, что никогда не будет пробиваться.

А так средний уровень – слезы, сопли, «ты ушел - я пришла». Есть откровенные графоманы, но это опять-таки мое личное мнение. Но то, что люди есть, - это факт.

Прозы мало. Могу назвать только Ларису Стрельникову, главного редактора газеты «Знамя труда», Музу Кони – очень симпатичную девочку, училась в Литинституте. Замечательная писательница  - Литвак Светочка, в Москве печатается.

 

Большое общество ковровских художников, я с ними не тусуюсь – отдельная собака, вернее кошка, которая гуляет сама по себе.

 

Очень сильный коллектив бальных танцев, на международном уровне выступают. Наши брейкеры, пацаны, уже год с лишним работают в Австрии. Я одного хотел в спектакль новогодний взять – а он в Австрии.

Город был славен драматическими театрами самодельными. Сейчас с этим несколько хуже. Есть в доме культуры Ленина коллектив театральный небольшой, у нас в «Современнике».

 

Сейчас как-то это все возрождается, всем уже надоел телевизор. На концерты лом стоит. Публика непритязательная, что привозят – на то и ходят. Особенно много юмористов. Был концерт Кузьмина, он опоздал на полтора часа – звезда (иронически – Я).

 

Я: Насколько я знаю, сейчас очень много наша так называемая попса гастролирует по близлежащим к Москве городам. Наверное, сменили концепцию продвижения?

 

Владимир Ильич: Да нет, просто в Москве они уже всем обрыдли.

По телевизору уже все видели, редко что свежее показывают. Вот приезжал Карц, тут как раз другой был случай: он решил откатать новую программу, интересную, сложную, а публика-то не поняла. Все ждали « по три, по пять», а тут были серьезные вещи – «А че это он?» (демонстрирует реакцию публики – Я)

 

Публика потянулась в залы, хочется общения какого-то. Молодежь ходит в кино.

Залы (в театре – Я) постоянно наполнены. У нас  (в «Современнике») связи с Ивановским театром оперетты – аншлаги, переаншлаги. Всегда есть публика.

 

Я: Вы рассказывали, что ставили какой-то спектакль, но отменили его, так как боялись, что не поймут. Получается, что ваш репертуар зависит от зрителя?

 

Репертуар зависит от меня. Сложность-то в чем – город небольшой, зал на 750 мест. На первом спектакле – аншлаг, на втором – значительно меньше.


 

Останется ли в истории Жириновский?

 

Я: есть ли сейчас пассионарные личности? Если берем советское, досоветское время  - найдется много легендарных, пассионарных имен : Сахаров, Солженицын…А сейчас?

 

Владимир Ильич: Жириновский разве не пассионарная личность? За ним идут люди, которые думают так же, как и он, потому что он понятно изъясняется. Он говорит иногда очень разумные вещи, но он у меня отвращение вызывает. Как бы он ни говорил хорошо, я знаю, что он прав. Эти сволочи, хоть и умно говорят, но им абсолютно все равно на народ. Жириновский же вызывает у меня отторжение своим хамством махровым

 

Я: Может быть, это типично для России, что нам рациональные доводы не подходят, мы доверяем только эмоциональной речи?

Владимир Ильич: Это все мифы вокруг России, «умом Россию не понять», так легче просто. Русские уже прячутся за это

 

Я: Согласитесь, что Сахарова и Солженицына будут помнить через 100 лет, а вот Жириновского нет. Какие же имена останутся от нашего времени?

Владимир Ильич: Из деятелей культуры, литературы, философов… я не могу назвать ни одного. Обычно очень редко современники могут адекватно свое время отразить. Запомните такую фамилию Давыдов, говорят, что ему удалось отразить наше время. Есть картина у Мане «Завтрак на траве». Когда увидели ее впервые, сказали «какое похабство!», «какое непотребство!», кидали тухлыми яйцами, хотели ее порезать. А он взял эскиз Рафаэля. Один в один. Там обнаженная женщина, двое мужчин одетых. Композиция та же. Он просто одел их в одежды 19 века.

 

Был такой гениальный русский писатель, драматург Николай Эрдман. Он написал сценарий к «Веселым ребятам», и сразу после этого его посадили. Он написал 2 пьесы: «Мандат» и «Самоубийца», их хотел Мейерхольд поставить. Он так в них отобразил время - просто современный Гоголь. Вот Гоголь смог рассказал о своем времени, но этот редчайший случай.

Пушкин, что о своем времени рассказал?

Я: «Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни».

Владимир Ильич: я считаю, что в «Египетских ночах» и в «Повестях Белкина» Пушкин смог больше рассказать о своих современниках.

Владимир Ильич: Сейчас нет гуру. Вот был такой Лихачев – совесть русской интеллигенции – Дмитрий Лихачев. Он был почти святой человек. Прошел лагеря, но не озлобился. Это был один из нравственных ориентиров, на который можно было равняться.


 

«Дети Арбата»

Владимир Ильич: Жизнь несправедлива. Вот демократия, говорят, самое приемлемое, что может быть. Но она у нас никак не приживается. Испохабили само понятие демократии у нас. Говорят, что нужен царь. Мы, русские, при свободе не жили никогда.

 

Сейчас, кстати, неплохой фильм по «Детям Арбата», перед этим была «Московская Сага» - ужасно снята. Я не знаю, кому пришло в голову, сразу на следующий день, те же проблемы, та же эпоха - диверсия какая-то по отношению к тому режиссеру. В фильме «Дети Арбата» замечательно играет Чулпан Хаматова, Максим Суханов в роли Сталина.

 

Я: Все сериалы рассчитаны на массу народа, соответственно, их можно расценивать как своего рода пропаганду. Для чего тогда сейчас взялись вспоминать сталинский период?

Владимир Ильич: Все время говорили, что коммунистическая партия должна понести покаяние, она ничего не понесла. Все эти люди опять спокойно, плавно перетекли в демократию. Может быть, цель - показать, как это плохо было? Может быть, подготовить к PR-акции по выносу Ленина?

 

Я: А может быть для того, что бы показать, что раньше было очень плохо и успокоить народ, сказать, что также у нас не будет. Выгодный фон.

Владимир Ильич: А там-то ,О, как было. Там брали каждого человека ни за что. Анекдот – 5 лет, улыбнулся не так – 20 лет. Повезли бюст Сталина в грузовике, привязали его веревкой. Дети закричали: «Сталина повесили, там Сталина повесили» – детей от родителей, завхоза расстреляли, директора школы сняли. Вот до какого абсурда доходили. А сейчас вы хорошо живете. Можете сказать: «Путин - дурак!» – и вам ничего не будет.

 

 


 

 

 

Владимир Ильич советует

«Приглашение в замок» моего любимого автора Жана Ануя идет в театре Советской армии. Он в форме пятиконечной звезды, там сейчас КВНы проходят. Сейчас в этом театре премьера – на девяностолетие Зердин ставит мюзикл «Дон Кихот». Он когда-то гремел в театре Маяковского, я видел его с Лазаревым и Дорониной в прошлом веке в 70-е годы. И вот сейчас его поставили  - 90 лет мужику, танцует, поет, жена молодая.

Я очень люблю поэзию, есть такой поэтический сборник «Орион» (он выходит 4 раза в год). Самая лучшая поэзия печатается там.

Как, ты не читал Кобо Абе? Обязательно прочитай!

Запомните такую фамилию Давыдов, говорят, что ему удалось отразить наше время


 

 

 

Творческие планы Владимира Ильича.

Владимир Ильич: Моя давняя мечта – поставить Кобо Абе. У него знаменитый роман  - «Женщина в песках».

Я: А про что он? Или нельзя вкратце?

Владимир Ильич: Там пустыня

Я: И женщина?

Владимир Ильич: В яме живут в песке мужчина и женщина, и если они не будут откапывать  - их песком засыплет. Над их жизнью наблюдают. Но это надо читать

 

Я: Ставить вы собираетесь другую его пьесу – «Друзья»?

Владимир Ильич: Да. Эта пьеса вне времени, вне страны. Живет парень - компьютерщик, у него квартира, через месяц женится. Разговаривает со своей девушкой по телефону, вдруг слышит, кто-то скребется - и вваливается семейство: бабушка, мама, папа, 2 брата, 3 сестры. Говорят ему: «Здравствуйте, мы будем у вас жить». И стали жить. Он туда – сюда (Ну, такая экзистенциальная пьеса). Финал: в конце концов, убили его. Вот такая веселая комедия. Написано гениально.

 

Я: я вижу у вас на стене эскизы к «Приглашению в замок». Вы его тоже поставите?

Владимир Ильич: Надеюсь, но это очень затратный спектакль.

Я: А кто из русских авторов у вас на примете?

Владимир Ильич: Акунин. У него есть пьесы «Чайка» (но я, конечно, не ее ставлю), «Гамлет» и «Зеркало Сен-Жермена». Я решил взяться за последнюю. Это вещь конъюнктурная, ее надо было бы ставить в 2001,но мы ее поставим в 2005 - ничего страшного. Очень интересная комедия положения. Наше время и конец 19 века – действие идет параллельно. Сцена перегорожена: с одной стороны, Томскый и его Зизи, а с другой стороны – Вован с Коляном. Вован попадает в 19 век, а тот в 20-ый. Но самое главное в пьесе – лексика, Акунин хорошо это уловил. Если актеры врубятся, то очень уморительная вещь получится. Может быть, в конце марта спектакль выйдет. А сейчас у меня бал мэра, новый год, елки. Вот с выставкой моих художественных работ не получилось, хотя я готовился, несколько новых техник хотел показать

Все права на этот сайт принадлежат творческому коллективу группы "ЖестОка"

 

Hosted by uCoz